Орган по экологической сертификации
филиала БНТУ
"Научно-исследовательская часть"
Центр экологических услуг
Поиск по сайту
Законодательство
Размер шрифта: Увеличить шрифт Размер шрифта по умолчанию Уменьшить шрифт
Полный текст документа в архиве: Скачать документ

 

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

18 июля 2016 г. № 399-З

 

О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду

Принят Палатой представителей 16 июня 2016 года Одобрен Советом Республики 30 июня 2016 года

 

Настоящий Закон регулирует отношения в области проведения государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду и направлен на обеспечение экологической безопасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, а также на предотвращение вредного воздействия на окружающую среду.

 

ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Основные термины, используемые в настоящем Законе, и их определения

1.Государственная экологическая экспертиза - установление соответствия или несоответствия в предпроектной (предынвестиционной), проектной и (или) иной документации (далее, если не предусмотрено иное, - документация) планируемых проектных и иных решений (далее - проектные решения) требованиям законодательства об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов.

2.Заказчики - государственные органы, иные юридические лица Республики Беларусь, иностранные и международные юридические лица (далее, если не предусмотрено иное, - юридические лица), индивидуальные предприниматели, планирующие осуществление хозяйственной и иной деятельности на территории Республики Беларусь и (или) разработку документации, являющейся объектом государственной экологической экспертизы и (или) объектом проведения стратегической экологической оценки.

3.Заключение государственной экологической экспертизы - документ, содержащий сведения о результатах проведения государственной экологической экспертизы.

4.Затрагиваемая сторона - государство, на окружающую среду которого может быть оказано трансграничное воздействие при реализации проектных решений.

5.Изменения окружающей среды - обратимые или необратимые изменения состояния окружающей среды, которые могут произойти в результате воздействия на нее при реализации проектных решений.

6.Отчет об оценке воздействия на окружающую среду - документ, содержащий сведения о результатах проведенной оценки воздействия на окружающую среду, а также об источниках и видах воздействия планируемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, о проектных решениях и мероприятиях по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.

7.Оценка воздействия на окружающую среду - определение при разработке предпроектной (предынвестиционной), проектной документации возможного воздействия на окружающую среду при реализации проектных решений, предполагаемых изменений окружающей среды, прогнозирование ее состояния в будущем в целях принятия решения о возможности или невозможности реализации проектных решений, а также определение необходимых мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.

8.Планируемая хозяйственная и иная деятельность - планируемая деятельность по возведению, реконструкции объектов, их эксплуатации, другая деятельность, которая связана с использованием природных ресурсов и (или) может оказать воздействие на окружающую среду.

9.Проектные организации - юридические лица, осуществляющие разработку документации и (или) проведение стратегической экологической оценки и (или) оценки воздействия на окружающую среду.

10.Стратегическая экологическая оценка - определение при разработке проектов государственных, региональных и отраслевых стратегий, программ (далее - программы), градостроительных проектов возможных воздействий на окружающую среду (в том числе трансграничных) и изменений окружающей среды, которые могут наступить при реализации программ, градостроительных проектов с учетом внесения в них изменений и (или) дополнений.

11.Трансграничное воздействие - воздействие на окружающую среду затрагиваемой стороны, которое может быть вызвано планируемой хозяйственной и иной деятельностью.

12.Экологический доклад по стратегической экологической оценке - документ, содержащий сведения о результатах проведенной стратегической экологической оценки, необходимых мероприятиях по уменьшению и (или) предотвращению возможных воздействий на окружающую среду (в том числе трансграничных) и об изменениях окружающей среды, которые могут наступить при реализации программ, градостроительных проектов с учетом внесения в них изменений и (или) дополнений.

 

Статья 2. Законодательство в области государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду

1.Законодательство в области государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона, иных законов, актов Президента Республики Беларусь и принятых в соответствии с ними актов законодательства.

2.Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

 

Статья 3. Основные принципы государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду

Государственная экологическая экспертиза, стратегическая экологическая оценка и оценка воздействия на окружающую среду проводятся с соблюдением следующих основных принципов:

предотвращения вредного воздействия на окружающую среду;

обязательности проведения государственной экологической экспертизы документации, являющейся объектом государственной экологической экспертизы;

учета комплексного воздействия на окружающую среду осуществляемой и планируемой хозяйственной и иной деятельности;

недопущения необратимых изменений окружающей среды; достоверности и полноты информации, содержащейся в документации; гласности и учета общественного мнения;

законности и объективности заключений государственной  экологической экспертизы, экологических докладов по стратегической экологической оценке и отчетов об оценке воздействия на окружающую среду.

 

Статья 4. Субъекты отношений в области проведения государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду

Субъектами отношений в области проведения государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду являются:

Президент Республики Беларусь;

Совет Министров Республики Беларусь;

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь;

местные Советы депутатов, местные исполнительные и распорядительные органы; заказчики;

проектные организации;

организации, осуществляющие проведение государственной экологической экспертизы;

граждане, общественные объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, иные юридические лица (далее - граждане и юридические лица).

 

Статья 5. Объекты государственной экологической экспертизы

1.Объектами государственной экологической экспертизы являются:

1.1.градостроительные проекты, проекты застройки, а также изменения и (или) дополнения, вносимые в них;

1.2.предпроектная (предынвестиционная) документация на возведение и реконструкцию объектов, указанных в статье 7 настоящего Закона, а также объектов, размещение которых предусматривается в границах природных территорий, подлежащих специальной охране;

1.3.архитектурные и при одностадийном проектировании строительные проекты на возведение и реконструкцию объектов, указанных в статье 7 настоящего Закона, а также объектов, размещение которых предусматривается в границах природных территорий, подлежащих специальной охране, в случае, когда в соответствии с законодательными актами разработка предпроектной (предынвестиционной) документации не требуется или в заключении государственной экологической экспертизы по предпроектной (предынвестиционной) документации и (или) архитектурным проектам особыми условиями реализации проектных решений предусмотрено представление проектной документации по следующим стадиям проектирования на государственную экологическую экспертизу;

1.4.архитектурные и при одностадийном проектировании строительные проекты на возведение и реконструкцию объектов, указанных в статье 7 настоящего Закона, а также объектов, размещение которых предусматривается в границах природных территорий, подлежащих специальной охране, в случае, если проектные решения в них не обеспечивают нормативы допустимого воздействия на окружающую среду и объемы использования природных ресурсов, указанные в заключениях государственной экологической экспертизы по предпроектной (предынвестиционной) документации;

1.5.проектная документация на пользование недрами, а также изменения и (или) дополнения, вносимые в нее, за исключением проектной документации на геологическое изучение недр;

1.6.документация на мобильные установки по использованию и (или) обезвреживанию отходов и (или) подготовке отходов к использованию, а также на мобильные установки для производства продукции;

1.7.проекты водоохранных зон и прибрежных полос, а также изменения и (или) дополнения, вносимые в них;

1.8.проекты ведения охотничьих хозяйств, рыбоводно-биологические обоснования, биологические обоснования зарыбления рыболовных угодий, биологические обоснования на заготовку и (или) закупку диких животных, не относящихся к объектам охоты и рыболовства, биологические обоснования вселения диких животных в угодья, а также изменения и (или) дополнения, вносимые в них;

1.9.лесоустроительные проекты, а также изменения и (или) дополнения, вносимые в них;

1.10.схемы     землеустройства       районов,        проекты         внутрихозяйственного землеустройства, а также изменения и (или) дополнения, вносимые в них;

1.11.проекты технических условий, а также изменения и (или)  дополнения, вносимые в них.

2.Проекты, предусматривающие внесение изменений и (или) дополнений в документацию, указанную в пункте 1 настоящей статьи, являются объектами государственной экологической экспертизы в случае, если эти изменения и (или) дополнения связаны с увеличением воздействия на окружающую среду и (или) использования природных ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

3.Объектами государственной экологической экспертизы может являться и иная документация, предусмотренная законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь.

 

Статья 6. Объекты, для которых проводится стратегическая экологическая оценка

1.Объектами, для которых проводится стратегическая экологическая оценка, являются:

1.1.проекты программ, содержащие положения, регулирующие отношения в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов (в том числе в области обращения с отходами, в сфере недропользования), сельского хозяйства, промышленности, транспорта, энергетики, туризма, а также проекты, предусматривающие внесение изменений и (или) дополнений в них;

1.2.градостроительные проекты, за исключением генеральных планов поселков городского типа и сельских населенных пунктов, а также проекты, предусматривающие внесение изменений и (или) дополнений в них.

2.Стратегическая экологическая оценка не проводится:

2.1.для проектов программ, связанных с национальной обороной, чрезвычайными ситуациями и радиационной безопасностью населения;

2.2.для объектов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в случае внесения в них изменений и (или) дополнений, реализация которых не повлечет увеличения возможного воздействия на окружающую среду.

 

Статья 7. Объекты, для которых проводится оценка воздействия на окружающую среду

1.Объектами, для которых проводится оценка воздействия на окружающую среду, являются:

1.1.объекты, у которых базовый размер санитарно-защитной  зоны  составляет 300 метров и более;

1.2.объекты промышленности (объекты строительства, на которых планируется осуществление экономической деятельности в сфере материального производства, связанной с производством орудий труда (как для других отраслей народного хозяйства, так и для самой промышленности), материалов, топлива, энергии, дальнейшей обработкой продуктов, полученных в промышленности или произведенных в сельском хозяйстве, а также с производством товаров, оборудования, машин, механизмов, добычей полезных ископаемых), у которых базовый размер санитарно-защитной зоны не установлен;

1.3.атомные электростанции и другие ядерные установки (за исключением сооружений и комплексов с экспериментальными и исследовательскими ядерными реакторами, критическими и подкритическими ядерными стендами (сборками), максимальная мощность которых не превышает 1 киловатта постоянной тепловой нагрузки);

1.4.установки, предназначенные для производства или обогащения ядерного материала, регенерации отработавшего ядерного материала;

1.5.стационарные объекты и (или) сооружения, предназначенные для хранения ядерных материалов, отработавших ядерных материалов и (или) эксплуатационных радиоактивных отходов;

1.6.объекты, на которых осуществляются обезвреживание, переработка, хранение и (или) захоронение радиоактивных отходов;

1.7.объекты, на которых осуществляются хранение, использование, обезвреживание и захоронение отходов;

1.8.радиопередающие и телепередающие устройства с излучающими антеннами сверхвысокочастотного диапазона (с излучением 10-1-10-2 метра или 3 х 109 - 3 х 1010 герц);

1.9.тепловые электростанции и другие установки для сжигания топлива установленной суммарной (тепловой и электрической) мощностью 100 мегаватт и более;

1.10.республиканские автомобильные дороги, железнодорожные линии, аэродромы и аэропорты с основной взлетно-посадочной полосой 1500 метров и более;

1.11.магистральный  трубопроводный  транспорт  с  диаметром  трубопроводов 500 миллиметров и более;

1.12.искусственные водоемы с площадью поверхности более 50 гектаров;

1.13.объекты строительства, связанные с изменением и (или) спрямлением русла реки, ручья и (или) заключением участка реки, ручья в коллектор, а также с углублением дна;

1.14.объекты хозяйственной и иной деятельности, планируемые к строительству в границах поверхностных водных объектов, за исключением объектов транспортной, инженерной и (или) оборонной инфраструктуры;

1.15.плотины высотой 2 метра и более, каналы, за исключением проводящих каналов второго и последующих порядков мелиоративных систем;

1.16.водозаборы подземных вод производительностью 5 тысяч кубических метров в сутки и более;

1.17.объекты добычи полезных ископаемых (кроме торфа) открытым способом при разведанной площади залегания полезных ископаемых 20 гектаров и более;

1.18.объекты добычи полезных ископаемых подземным способом при общем объеме извлекаемой горной породы 250 тысяч кубических метров в год и более;

1.19.объекты добычи торфа;

1.20.объекты добычи нефти объемом 5 тысяч тонн в год и более из одной скважины;

1.21.объекты добычи природного газа объемом 2 миллиона кубических метров в год и более;

1.22.установки для газификации и сжижения угля и битуминозных сланцев производственной мощностью 500 тонн в сутки и более;

1.23.склады, предназначенные для хранения нефти и (или) нефтехимической продукции объемом 50 тысяч кубических метров и более, а также химических продуктов вместимостью 1 тонна и более;

1.24.подземные хранилища газа;

1.25.объекты производства целлюлозы и (или) древесной массы проектной мощностью 100 тысяч тонн в год и более, бумаги и (или) картона проектной мощностью 20 тонн в сутки и более;

1.26.объекты производства стекла;

1.27.объекты производства передельного чугуна или стали (первичная или вторичная  плавка),  включая  непрерывную  разливку,   производственной   мощностью 2,5 тонны в час и более;

1.28.объекты горячей прокатки черных  металлов  производственной  мощностью 20 тонн сырой стали в час и более;

1.29.объекты литья черных металлов производственной мощностью 20 тонн в сутки и более;

1.30.объекты выплавки, включая легирование, цветных металлов, в том числе рекуперированных продуктов (включая рафинирование, литейное производство и другое), плавильной мощностью 4 тонны в сутки и более для свинца и кадмия или 20 тонн в сутки и более для всех других металлов;

1.31.объекты производства древесностружечных плит, древесноволокнистых плит с использованием в качестве связующих синтетических смол;

1.32.объекты хозяйственной и иной деятельности (за исключением жилых домов, общественных зданий и сооружений, систем инженерной инфраструктуры и благоустройства территорий в населенных пунктах, расположенных в границах заповедников, национальных парков, заказников), планируемые к строительству:

на территориях, определенных в рамках Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих  птиц,  подписанной  в  г. Рамсаре  2 февраля  1971 года,  и  в  пределах 2 километров от их границ;

в границах особо охраняемых природных территорий, их охранных зон, территорий, зарезервированных для объявления особо охраняемыми природными территориями;

в границах мест обитания диких животных и мест произрастания дикорастущих растений, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь;

в границах типичных и редких природных ландшафтов и биотопов, переданных под охрану пользователям земельных участков и водных объектов;

1.33.объекты хозяйственной и иной деятельности, планируемые к строительству в зонах охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей;

1.34.объекты хозяйственной и иной деятельности, планируемые к строительству на болотах, прилегающих к Государственной границе Республики Беларусь, или территориях, с которых может быть оказано воздействие на эти болота;

1.35.мелиоративные системы проектной площадью 10 квадратных километров и более;

1.36.воздушные линии электропередачи напряжением 220 киловольт и более протяженностью 15 километров и более;

1.37.объекты хозяйственной и иной деятельности, планируемые к строительству на территории курортов, если они не соответствуют функциональному назначению этих территорий.

2.Оценка воздействия на окружающую среду проводится и для иных объектов, предусмотренных законодательными актами, международными договорами Республики Беларусь.

 

ГЛАВА 2

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ, СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ И ОЦЕНКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

 

Статья 8. Государственное регулирование и управление в области проведения государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду

Государственное регулирование и управление в области проведения государственной   экологической   экспертизы,   стратегической   экологической   оценки и оценки  воздействия  на  окружающую  среду  осуществляют  Президент  Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, местные Советы депутатов, местные исполнительные и распорядительные органы в пределах компетенции, определенной законодательством.

 

Статья 9. Полномочия Президента Республики Беларусь в области проведения государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду

Президент Республики Беларусь в области проведения государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду определяет единую государственную политику и осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и иными законодательными актами.

 

Статья 10. Полномочия Совета Министров Республики Беларусь в области проведения государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду

1.Совет Министров Республики Беларусь в области проведения государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду:

1.1.обеспечивает проведение единой государственной политики;

1.2.устанавливает порядок проведения государственной экологической экспертизы, в том числе требования к составу документации, представляемой на государственную экологическую экспертизу, заключению государственной экологической экспертизы, порядку его утверждения и (или) отмены, особые условия реализации проектных решений, а также требования к специалистам, осуществляющим проведение государственной экологической экспертизы;

1.3.устанавливает порядок проведения оценки воздействия на окружающую среду, требования к составу отчета об оценке воздействия на окружающую среду, требования к специалистам, осуществляющим проведение оценки воздействия на окружающую среду;

1.4.устанавливает порядок проведения стратегической экологической оценки, требования к составу экологического доклада по стратегической экологической оценке, требования к специалистам, осуществляющим проведение стратегической экологической оценки;

1.5.осуществляет межправительственное сотрудничество.

2.Совет Министров Республики Беларусь осуществляет иные полномочия в области проведения государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом, иными законами и актами Президента Республики Беларусь.

 

Статья 11. Полномочия Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь в области проведения государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду

1.Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь в области проведения государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду:

1.1.разрабатывает предложения об основных направлениях единой государственной политики и осуществляет ее реализацию;

1.2.обеспечивает проведение государственной экологической экспертизы через подчиненные ему организации;

1.3.обеспечивает подготовку специалистов, осуществляющих проведение стратегической экологической оценки, оценки воздействия на окружающую среду;

1.4.осуществляет международное сотрудничество.

2.Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь осуществляет иные полномочия в области проведения государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.

 

Статья 12. Полномочия местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов в области проведения государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду

1.Местные Советы депутатов, местные исполнительные и распорядительные органы в области проведения государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду:

1.1.информируют граждан о возможном воздействии на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности и о принятом решении по планируемой хозяйственной и иной деятельности;

1.2.организуют и совместно с заказчиками при участии проектных организаций проводят общественные обсуждения отчетов об оценке воздействия на окружающую среду, экологических докладов по стратегической экологической оценке.

2.Местные Советы депутатов, местные исполнительные и распорядительные органы осуществляют иные полномочия в области проведения государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.

 

ГЛАВА 3

ПРОВЕДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

 

Статья 13. Проведение государственной экологической экспертизы

1.Проведение государственной экологической экспертизы осуществляется организациями, подчиненными Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, имеющими в своем штате специалистов, прошедших подготовку по проведению государственной экологической экспертизы и соответствующих требованиям, установленным Советом Министров Республики Беларусь.

2.Проведение государственной экологической экспертизы осуществляется на платной основе в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.

3.При проведении государственной экологической экспертизы учитываются выводы заключения общественной экологической экспертизы (при его наличии), касающиеся воздействия на окружающую среду.

 

Статья 14. Срок проведения государственной экологической экспертизы

Срок проведения государственной экологической экспертизы не должен превышать одного месяца со дня поступления документации, соответствующей требованиям, установленным Советом Министров Республики Беларусь.

 

Статья 15. Заключение государственной экологической экспертизы

1.По результатам проведенной государственной экологической экспертизы составляется заключение государственной экологической экспертизы в соответствии с требованиями, установленными Советом Министров Республики Беларусь.

2.Заключение государственной экологической экспертизы может быть положительным либо отрицательным. Положительное заключение государственной экологической экспертизы может содержать особые условия реализации проектных решений.

3.Реализация проектных решений без положительного заключения государственной экологической экспертизы запрещается, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

4.Заключение государственной экологической экспертизы признается для целей Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, подписанной в г. Эспо 25 февраля 1991 года, окончательным решением по планируемой хозяйственной и иной деятельности в части допустимого воздействия такой деятельности на окружающую среду и использования природных ресурсов для осуществления такой деятельности.

 

Статья 16. Срок действия заключения государственной экологической экспертизы

1.Положительные заключения государственной экологической экспертизы по объектам, указанным в подпункте 1.1 пункта 1 статьи 5 настоящего Закона, действительны до истечения срока реализации проектов.

2.Положительные заключения государственной экологической экспертизы по объектам, указанным в подпунктах 1.2-1.4 пункта 1 статьи 5 настоящего Закона, действительны в течение пяти лет. Если реализация проектных решений по объектам, указанным в подпунктах 1.2-1.4 пункта 1 статьи 5 настоящего Закона, началась до истечения указанного срока, то не требуется повторного представления документации на государственную экологическую экспертизу при условии, что срок реализации проектных решений не превышает нормативного срока, установленного в документации.

3.Положительные заключения государственной экологической экспертизы по объектам, указанным в подпункте 1.6 пункта 1 статьи 5 настоящего Закона, действительны в течение десяти лет.

4.Положительные заключения государственной экологической экспертизы, за исключением заключений по объектам, указанным в подпунктах 1.1-1.4 и 1.6 пункта 1 статьи 5 настоящего Закона, действительны в течение срока действия документации по соответствующим объектам государственной экологической экспертизы.

 

Статья 17. Прекращение действия заключения государственной экологической экспертизы

1.Действие заключения государственной экологической экспертизы прекращается по решению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь в случае:

1.1.внесения изменений и (или) дополнений в документацию, получившую положительное заключение государственной экологической экспертизы, если эти изменения и (или) дополнения связаны с увеличением воздействия на окружающую среду и (или) использования природных ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

1.2.невыполнения особых условий реализации проектных решений;

1.3.выявления фактов представления недостоверных исходных данных на проектирование и (или) аннулирования заключений (согласований), полученных от государственных и иных организаций, на основании которых выдано заключение государственной экологической экспертизы.

2.Действие заключения государственной экологической экспертизы прекращается также:

2.1.в случае истечения срока действия заключения государственной экологической экспертизы;

2.2.на основании соответствующего решения суда, вступившего в законную силу;

2.3.в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.

3.Документация, по которой действие заключения государственной экологической экспертизы прекращено, подлежит повторному представлению на государственную экологическую экспертизу, если заказчик планирует продолжать осуществление хозяйственной и иной деятельности.

 

ГЛАВА 4

ПРОВЕДЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ И ОЦЕНКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

 

Статья 18. Проведение стратегической экологической оценки

1.Стратегическая экологическая оценка проводится для объектов, указанных в статье 6 настоящего Закона, на стадии разработки соответствующих проектов.

2.Стратегическая экологическая оценка проводится заказчиками, проектными организациями, имеющими в своем штате специалистов, прошедших подготовку по проведению стратегической экологической оценки и соответствующих требованиям, установленным Советом Министров Республики Беларусь.

3.Результаты проведения стратегической экологической оценки отражаются в экологическом докладе по стратегической экологической оценке, составленном в соответствии с требованиями, установленными Советом Министров Республики Беларусь.

4.Экологический доклад по стратегической экологической оценке представляется на общественные обсуждения в соответствии с законодательством об охране окружающей среды.

5.Стратегическая экологическая оценка организуется, финансируется заказчиком и проводится в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.

 

Статья 19. Проведение оценки воздействия на окружающую среду

1.Оценка воздействия на окружающую среду проводится для объектов, указанных в статье 7 настоящего Закона, в соответствии с требованиями настоящего Закона.

2.Оценка воздействия на окружающую среду проводится при разработке предпроектной (предынвестиционной) документации и (или) архитектурных и при одностадийном проектировании строительных проектов на возведение и реконструкцию объектов, указанных в статье 7 настоящего Закона, в случае, когда в соответствии с законодательными актами разработка предпроектной (предынвестиционной) документации не требуется или в проектной документации предусматривается увеличение параметров воздействия объекта на окружающую среду, установленных в заключении государственной экологической экспертизы по объекту на предшествующей стадии.

3.Оценка воздействия на окружающую среду проводится заказчиками, проектными организациями, имеющими в своем штате специалистов, прошедших подготовку по проведению оценки воздействия на окружающую среду и соответствующих требованиям, установленным Советом Министров Республики Беларусь.

4.Результаты проведения оценки воздействия на окружающую среду отражаются в отчете об оценке воздействия на окружающую среду, составленном в соответствии с требованиями, установленными Советом Министров Республики Беларусь.

5.Не проводится оценка воздействия на окружающую среду при реконструкции объектов, указанных в статье 7 настоящего Закона, в случае, если в предпроектной (предынвестиционной) или проектной документации предусматриваются проектные решения, обеспечивающие выполнение каждого из следующих условий:

5.1.не планируется увеличения суммы валового выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух более чем на пять процентов от первоначально утвержденной проектной документацией;

5.2.не планируется увеличения объемов сточных вод более чем на пять процентов от первоначально утвержденных проектной документацией;

5.3.не планируется предоставления дополнительного земельного участка;

5.4.не планируется изменения назначения объекта.

6.Отчет об оценке воздействия на окружающую среду представляется на общественные обсуждения в соответствии с законодательством об охране окружающей среды.

7.Отчет об оценке воздействия на окружающую среду представляется на государственную экологическую экспертизу вместе с предпроектной (предынвестиционной), проектной документацией.

8.Оценка воздействия на окружающую среду, в том числе с учетом возможного трансграничного воздействия, организуется, финансируется заказчиком и проводится в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.

 

ГЛАВА 5

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУБЪЕКТОВ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ, СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ И ОЦЕНКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

 

Статья 20. Права заказчиков, проектных организаций в области проведения государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду

1.Заказчики, проектные организации в области проведения государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду имеют право:

1.1.запрашивать по объектам, которые могут оказать трансграничное воздействие, от затрагиваемой стороны необходимую информацию через Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, если данная информация необходима для проведения оценки воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте;

1.2.получать от организаций, осуществляющих проведение государственной экологической экспертизы, информацию о результатах проведения государственной экологической экспертизы по документации, представленной ими на государственную экологическую экспертизу;

1.3.требовать устранения нарушений установленного порядка проведения государственной экологической экспертизы;

1.4.представлять письменные или устные пояснения и предложения по документации;

1.5.обжаловать заключение государственной экологической экспертизы в порядке, установленном законодательством об административных процедурах, или в судебном порядке.

2.Заказчики, проектные организации имеют иные права в области проведения государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду, предусмотренные настоящим Законом и иными актами законодательства.

 

Статья 21. Обязанности заказчиков в области проведения государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду

1.Заказчики в области проведения государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду обязаны:

1.1.утверждать или в случаях, предусмотренных законодательством, представлять на утверждение самостоятельно или через уполномоченный на то государственный орган документацию,              указанную            в              статье  5             настоящего          Закона,  только   при         наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы;

1.2.осуществлять реализацию проектных решений по объектам государственной экологической экспертизы только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы;

1.3.проводить общественные обсуждения отчетов об оценке воздействия на окружающую среду, экологических докладов по стратегической экологической оценке совместно с местными Советами депутатов, местными исполнительными и распорядительными органами при участии проектных организаций;

1.4.совместно с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь организовывать проведение консультаций с затрагиваемыми сторонами по отчетам об оценке воздействия на окружающую среду по объектам, которые могут оказать трансграничное воздействие;

1.5.предоставлять гражданам и юридическим лицам возможность ознакомления с документацией, направляемой на государственную экологическую экспертизу (кроме сведений, доступ к которым ограничен законодательными актами).

2.Заказчики имеют иные обязанности в области проведения государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду, предусмотренные настоящим Законом и иными актами законодательства.

 

Статья 22. Обязанности проектных организаций в области проведения государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду

1.Проектные организации, осуществляющие разработку документации, в области проведения государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду обязаны:

1.1.представлять в соответствии с требованиями настоящего Закона и иных актов законодательства на государственную экологическую экспертизу документацию, указанную в статье 5 настоящего Закона, до передачи ее заказчику;

1.2.принимать участие в организованных заказчиками совместно с местными Советами депутатов, местными исполнительными и распорядительными органами общественных обсуждениях отчетов об оценке воздействия на окружающую среду, экологических докладов по стратегической экологической оценке по документации, разработчиками которой они являются;

1.3.принимать участие в консультациях с затрагиваемыми сторонами по документации, разработчиками которой они являются;

1.4.дорабатывать документацию по замечаниям и предложениям, полученным в процессе общественных обсуждений и (или) проведения государственной экологической экспертизы (при их наличии);

1.5.выполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Законом и иными актами законодательства.

2.Проектные организации, осуществляющие проведение стратегической экологической оценки, оценки воздействия на окружающую среду, обязаны:

2.1.иметь в штате специалистов, прошедших подготовку по проведению соответственно стратегической экологической оценки, оценки воздействия на окружающую среду и соответствующих требованиям, установленным Советом Министров Республики Беларусь;

2.2.принимать участие в организованных заказчиками совместно с местными Советами депутатов, местными исполнительными и распорядительными органами общественных обсуждениях подготовленных ими отчетов об оценке воздействия на окружающую среду, экологических докладов по стратегической экологической оценке;

2.3.принимать участие в консультациях по подготовленным ими отчетам об оценке воздействия на окружающую среду, проводимых с затрагиваемыми сторонами;

2.4.выполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Законом и иными актами законодательства.

 

Статья 23. Обязанности организаций, осуществляющих проведение государственной экологической экспертизы

1.Организации, осуществляющие проведение государственной экологической экспертизы, проводят государственную экологическую экспертизу в соответствии с требованиями настоящего Закона и иных актов законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

2.Специалисты, осуществляющие проведение государственной экологической экспертизы, обязаны:

2.1.осуществлять полный, объективный и комплексный анализ документации, представленной на государственную экологическую экспертизу, устанавливать соответствие или несоответствие проектных решений требованиям законодательства об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов;

2.2.соблюдать при проведении государственной экологической экспертизы требования настоящего Закона и иных актов законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

2.3.составлять заключения государственной экологической экспертизы по представленной документации;

2.4.принимать меры по неразглашению сведений, доступ к которым ограничен законодательными актами и которые стали известны им при проведении государственной экологической экспертизы;

2.5.обеспечивать сохранность документации, представленной на государственную экологическую экспертизу;

2.6.выполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Законом и иными актами законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

 

Статья 24. Права граждан и юридических лиц в области проведения государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду

1.Граждане и юридические лица в области проведения государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду имеют право:

1.1.запрашивать и получать информацию о проведении государственной экологической экспертизы;

1.2.принимать участие в общественных обсуждениях отчетов об оценке воздействия на окружающую среду, экологических докладов по стратегической экологической оценке;

1.3.знакомиться со сводкой отзывов и протоколом общественных обсуждений отчетов об оценке воздействия на окружающую среду, экологических докладов по стратегической экологической оценке, а также с документацией, направляемой на государственную экологическую экспертизу (кроме сведений, доступ к которым ограничен законодательными актами);

1.4.обжаловать в судебном порядке отчет об оценке воздействия на окружающую среду, экологический доклад по стратегической экологической оценке, заключение государственной экологической экспертизы.

2.Граждане и юридические лица в области проведения государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду имеют иные права, предусмотренные настоящим Законом и иными актами законодательства.

 

ГЛАВА 6

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ В ОБЛАСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ, СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ И ОЦЕНКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

 

Статья 25. Ответственность за нарушение законодательства в области государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду

Нарушение законодательства в области государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду влечет ответственность в соответствии с законодательными актами.

Статья 26. Разрешение споров в области проведения государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду

Споры, возникающие в области проведения государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду, разрешаются в судебном порядке.

 

ГЛАВА 7

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 27. Внесение изменений и дополнений в некоторые законы

1.Внести в Закон Республики Беларусь от 26 ноября 1992 года «Об охране окружающей среды» в редакции Закона Республики Беларусь от 17 июля 2002 года  следующие изменения и дополнения:

в статье 1:

абзац двадцать седьмой изложить в следующей редакции:

«общественные обсуждения проектов экологически значимых решений, отчетов об оценке воздействия на окружающую среду, экологических докладов по стратегической экологической оценке - комплекс обязательных мероприятий, обеспечивающих информирование граждан и юридических лиц о проектах экологически значимых решений, отчетах об оценке воздействия на окружающую среду, экологических докладах по стратегической экологической оценке, а также возможность выражения участниками общественных обсуждений их отношения к указанным проектам, отчетам, докладам в целях учета общественных интересов и соблюдения прав граждан и юридических лиц;»;

абзац тридцатый изложить в следующей редакции:

«оценка воздействия на окружающую среду - определение при разработке предпроектной (предынвестиционной), проектной документации возможного воздействия на окружающую среду при реализации проектных решений, предполагаемых изменений окружающей среды, прогнозирование ее состояния в будущем в целях принятия решения о возможности или невозможности реализации проектных решений, а также определение необходимых мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов;»;

после абзаца сорок второго дополнить статью абзацем следующего содержания:

«стратегическая экологическая оценка - определение при разработке проектов государственных, региональных и отраслевых стратегий, программ, градостроительных проектов возможных воздействий на окружающую среду (в том числе трансграничных) и изменений окружающей среды, которые могут наступить при реализации указанных стратегий, программ, градостроительных проектов с учетом внесения в них изменений и (или) дополнений;»;

абзацы сорок третий - пятьдесят третий считать соответственно абзацами сорок четвертым - пятьдесят четвертым;

статью 2 изложить в следующей редакции:

«Статья 2. Законодательство Республики Беларусь об охране окружающей среды

Законодательство Республики Беларусь об охране окружающей среды основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона, актов законодательства Республики Беларусь об особо охраняемых природных территориях, о гидрометеорологической деятельности, об охране озонового слоя, об обращении с отходами, а также в области государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду и иных актов законодательства Республики Беларусь, содержащих нормы, регулирующие отношения в области охраны окружающей среды и природопользования.

Правовой режим природных ресурсов и других компонентов природной среды регулируется законодательством Республики Беларусь об охране окружающей  среды, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь об охране и использовании земель, об охране и использовании вод, об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов, об охране и использовании недр, об охране и использовании животного мира, об охране и использовании растительного мира и иным законодательством Республики Беларусь.

При подготовке проектов актов законодательства Республики Беларусь не должно допускаться включение в них положений, реализация которых может повлечь усиление вредного воздействия на окружающую среду.»;

в статье 81:

абзац третий исключить;

абзацы четвертый-девятый считать соответственно абзацами третьим-восьмым; абзац четвертый статьи 9 изложить в следующей редакции:

«утверждает государственные программы рационального (устойчивого) использования природных ресурсов и охраны окружающей среды;»;

название главы 3, абзац четвертый части второй статьи 12 и абзац шестой части первой статьи 15 дополнить словами «, экологических докладов по стратегической экологической оценке»;

в статье 152:

название статьи и часть седьмую после слов «на окружающую среду» дополнить словами «, экологических докладов по стратегической экологической оценке»;

часть вторую изложить в следующей редакции:

«В случае, если в соответствии с законодательством Республики Беларусь в области государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду для объектов проводятся оценка воздействия на окружающую среду, стратегическая экологическая оценка, общественному обсуждению подлежат также отчеты об оценке воздействия на окружающую среду, экологические доклады по стратегической экологической оценке.»;

абзац пятый части третьей после слов «на окружающую среду» дополнить словами

«, экологическим докладам по стратегической экологической оценке в отношении»;

в части пятой слова «о государственной экологической экспертизе» заменить словами «в области государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду»;

в  части  шестой  статьи  43  слова  «о  растительном  мире,»  заменить  словами

«об охране и использовании растительного мира, о»;

из части четвертой статьи 49 слова «биологической безопасности и» исключить;

дополнить Закон статьей 54-1 следующего содержания:

«Статья 54-1. Требования в области охраны окружающей среды при проведении спортивных, спортивно-массовых, культурно-зрелищных, иных массовых мероприятий, совершении туристических путешествий

Проведение спортивных, спортивно-массовых, культурно-зрелищных, иных массовых мероприятий, совершение туристических путешествий, в том числе с использованием механических и иных транспортных средств, самоходных машин, в специально не предназначенных для этих целей местах, расположенных в естественных экологических системах (лесных, луговых, болотных, водных и др.), не допускаются, если в результате их проведения будет оказано вредное воздействие на природные комплексы и объекты либо существует угроза такого воздействия.»;

главу 8 изложить в следующей редакции:

«ГЛАВА 8

ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ. СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Статья 58. Оценка воздействия на окружающую среду

Оценка воздействия на окружающую среду проводится для объектов, перечень которых устанавливается законодательством Республики Беларусь в области государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду.

Порядок проведения оценки воздействия на окружающую среду, требования к составу отчета об оценке воздействия на окружающую среду и требования к специалистам, осуществляющим проведение оценки воздействия на окружающую среду, устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь.

Статья 58-1. Стратегическая экологическая оценка

Стратегическая экологическая оценка проводится для объектов, перечень которых устанавливается законодательством Республики Беларусь в области государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду.

Порядок проведения стратегической экологической оценки, требования к составу экологического доклада по стратегической экологической оценке и требования к специалистам, осуществляющим проведение стратегической экологической оценки, устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь.

Статья 59. Экологическая экспертиза

Экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия или несоответствия в предпроектной (предынвестиционной), проектной и (или) иной документации планируемых проектных и иных решений требованиям законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов.

В Республике Беларусь проводятся государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза.

Статья 60. Государственная экологическая экспертиза

Государственная экологическая экспертиза проводится в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь в области государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду.

Статья 61. Общественная экологическая экспертиза

Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе общественных объединений и граждан независимыми специалистами, которые в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, вправе получать от заказчика (инициатора планируемой хозяйственной и иной деятельности) документацию, подлежащую общественной экологической экспертизе, в том числе материалы по оценке воздействия на окружающую среду, а также иные материалы, необходимые для проведения общественной экологической экспертизы.

Заключение общественной экологической экспертизы может направляться в организации, которые проводят государственную экологическую экспертизу, местные исполнительные и распорядительные органы, а также иным заинтересованным лицам и носит рекомендательный характер.

Финансирование общественной экологической экспертизы производится за счет средств ее инициаторов - общественных объединений и (или) граждан.

Порядок проведения общественной экологической экспертизы устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.».

2.В подпункте 1.4 пункта 1 статьи 15 и пункте 2 статьи 23 Закона Республики Беларусь от 10 июля 2007 года «О животном мире» (Национальный реестр  правовых актов   Республики   Беларусь,   2007 г.,   № 172,   2/1354;   2011 г.,   № 59,   2/1812)   слова

«о государственной экологической экспертизе» заменить словами «в области государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду».

3.Внести в Водный кодекс Республики Беларусь от 30 апреля 2014 года (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 20.05.2014, 2/2147) следующие изменение и дополнение:

пункт 1 статьи 27 изложить в следующей редакции:

«1. Выполнение работ, связанных с изменением и (или) спрямлением русла реки, ручья и (или) заключением участка реки, ручья в коллектор, а также с углублением дна, осуществляется на основании проектной документации, прошедшей государственную экологическую экспертизу в порядке, предусмотренном законодательством в области государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду.»;

пункт 16 статьи 52 после слова «полос» дополнить словами «, а также изменения и (или) дополнения, вносимые в них,».

Статья 28. Признание утратившими силу закона и отдельного положения закона

Признать утратившими силу:

Закон Республики Беларусь от 9 ноября 2009 года «О государственной экологической экспертизе» ;

статью 10 Закона Республики Беларусь от 14 июля 2011 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь» .

Статья 29. Переходные положения

1.Государственная экологическая экспертиза документации, представленной на государственную экологическую экспертизу до вступления в силу настоящего Закона, проводится в соответствии с законодательством, действовавшим до вступления в силу настоящего Закона.

2.Заключения государственной экологической экспертизы, выданные до вступления в силу настоящего Закона, действительны до истечения срока их действия.

Статья 30. Меры по реализации положений настоящего Закона

Совету Министров Республики Беларусь в шестимесячный срок:

обеспечить   приведение        актов    законодательства         в              соответствие   с              настоящим Законом;

принять иные меры по реализации положений настоящего Закона.

Статья 31. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу в следующем порядке:

статьи 1-29 - через шесть месяцев после официального опубликования настоящего Закона;

иные положения - после официального опубликования настоящего Закона.

 

Президент Республики Беларусь                                                       А.Лукашенко

 

 

 

Белорусский Зеленый Портал Rating All.BY Каталог TUT.BY
Каталог Бизнес Сайтов на BEL.BIZ